Разделы
Публикации
Популярные
Новые
Главная » Механическая обработка металлов

1 2 3 4 5 6 7 ... 14

мый столярный (коллогеновый) и казеиновый клеи. Раздробленный на кусочки столярный клей помещают в чистую посуду с холодной водой (соотношение 1 :1,5 по весу) и выдерживают в таком виде до разбухания (9-10 ч). Затем посуду с этим составом помещают в водяную баню с температурой 70-80°С (при более высокой температуре клей теряет свои свойства) и держат в пей до полного растворения клея. Готовый клей, имеющий густоту жидкой сметаны, наносят иа склеиваемые поверхности в горячем виде (60-ВОС) с помощью кисти или щетки. Не давая клею остыть, склеиваемые поверхности стягивают


Рис. 20. Соединение деревянных деталей с помощью шипов

струбцинками или помещают под пресс и оставляют в таком виде иа 8-10 ч, после чего сушат при комнатной тетлпературе в течение суток.

Казеиновый клей приготовляют, растворяя порошок казеина (1 весовая часть) в воде (1,7-2,3 весовых части) комнатной температуры. Если клей загустевает, помешивание необходимо прекратить: постепенно он разжижится сам. Приготовленный клей следует использовать не позднее чем через 4-5 часов. Смазанные им поверхности выдерживают иа воздухе 4-6 мии, затем плотно соединяют друг с другом и сушат при комнатной температуре также в течение суток.

Для большей прочности изделия деталн соединяют не тольк<5 с помощью клея, но еще и посредством шипов (рис, 20). Шип может быть либо частью детали, либо вставным, иметь круглую или прямоугольную форму, проходить соединяемые детали насквозь или только часть их толщины.

В радиолюбительской практике отдельные детали корпусов часто соединяют с помощью планок. К одной из соединяемых деталей ее приклеивают, другую крепят к ней с помощью шурупов (рис. 21). Помимо упрощения конструкций, такое соединение деталей облегчает отделку их поверхностей, дает возможность



со временем частично изменять внешний вид изделия заменой отдельных деталей, что невозможно при соединении их с помощью клея.

При изготовлении разборного корпуса следует иметь в виду, что шурупы, ввинчиваемые неподалеку от кромки детали, могут ее расколоть. Чтобы этого ие случилось, в детали и планке, к которой она крепится, необходимо предварительно просверлить отверстия диаметром несколько меньшим диаметра шурупа. Если же шурупы имеют потайную головку, то в детали делают также и зепковку под их головки.


Рис, 21, Соединение деревянных деталей с помощью планок и шурупов

Процесс фанеровки состоит из трех операций: подготовки поверхности, подготовки шпона и наклейки его. Подготовка поверхности заключается в выравнивании основы; в заделке сучков деревянными пробками на клею, шпаклевании незначительных вмятин и сколов. Шпаклевку можно приготовить, размешав в жидком столярном клее до густоты кашицы порошковый мел (40-45 г). После выравнивания поверхность, подлежащую оклейке, зашкуривают.

Раскрой шпона производят по бумажной выкройке острым сапожным ножом нли скальпелем. Для больших поверхностей выбирают куски с крупным рисунком, для малых - с мелким, раскроенные куски обрабатывают с внутренней стороны крупнозернистой шкуркой (Лг 46-80) и тщательно зашпаклевывают все Трещины и отверстия. Отдельные куски шпона подгоняют ДРут к другу стедующнм образом. Кромки соседних листов накладывают друг на друга внахлест и прорезают острым ножом. Перед фанеровкой соседние листы склеивают между собой по* лосками слегка увлажненной бумаги шириной 20-25 мм, которая, высыхая, плотно стягивает их. Фанеруют изделия при комнатной температуре. Топким слоем казеинового клея смазывают только фанеруемую поверхность, затем на нее накладывают Усок шпона и разглаживают его вначале рукой, а затем гладким бруском и обушком обыкновенного молотка (без зазубрин



и заусениц). Притирку ведут вдоль волокон шпона от середины к краям, выдавливая все излишки клея и воздушные пузыри, ,Очень удобно это делать нагретым до 60°С утюгом. Большие пузыри надрезают ножом, вводят в разрез несколько капель клея и проглаживают это место. Клеевые пятна иа наружной поверхности удаляют тампоном, смоченным щавелевой кислотой. После полутора-двухчасовой сушки бумажные полоски, которыми соединялись отдельные куски шпона, необходимо удалить.

Окрашивание древесины. Перед окрашиванием поверхности

деревянных изделий шпаклюют и тщательно шлифуют вначале крупнозернистой шкуркой № 46-60, затем шкуркой № 80-100 п, наконец, шкуркой К 140-170. Добившись ровной матовой поверхности, древесину слегка смачивают теплой водой, протирают сухой тряпкой и сушат в течение 1,5-2 ч. В результате такой обработки на поверхности древесины поднимается ворс, который удаляют шлифовальной шкvpкoй № 170-200. Для получения поверхности высокого качества эту операциЕО рекомендуется повторить еще 2-3 раза.

Окрашивать древесину можио как специальными составами, так н водными растворами анилиновых красителей. Окраску производят при помощи кисти, тампона, губки, пульверизатора или погружением изделия в красящий раствор. Для более равномерного покрытия окрашиваемую поверхность слегка увлажняют. Нужного оттеика добиваются многократной окраской. Прочность ее увеличивается при добавлении в краситель небольшого (до 3%) количества столярного клея.

Рецептура составов для окрашивания древесины и технология окраски приведены в табл. 1.

Просушенную окрашенную поверхность протирают вдоль волокрн конским волосом или древесной стружкой. Для запол-

Таблица 1

Составы для окраски древесины

Порода древесины

Цвет окраски

Количество на 1 л воды, г

Технол01ия окраски

Береза, бук

Под орех

Двухромовокис-лый кзлвй Марганцевокнслый калий

Второй раствор нанести через 10 15 мин после первого

Ольха, вяз, бук, кедр, береза

Под красное дерево

Медный купорос Желтая кровяная соль

От 10 до 60 100

Второй раствор нанести после высыхания первого

Граб, яблоня, вишня

Под черное дерево

Хлористый анилин Хлористая медь Двухромовокислый Калий

Третий раствор нанести через lOjiiHH после нанесения смеси первых двух



нения пор н создания слоя, способствующего прочному сцеплению отделочного лака с окрашенной поверхностью, ее грунтуют специальными составами, представляющими собой различного рода прозрачные нли полупрозрачные жидкости (столярный или казеиновый клей, олифа, лак и т. п.), в которых разведены поро-заполннтели (тальк, мел, каолни и т. д.) и красящие пигменты (мумия, охра, умбра, сиена н т. д.). После грунтовки поверхность высушивают в течение шести-семи дней, затем вновь шлифуют шкуркой 170-200, обернутой вокруг обитого сукном деревянного бруска. Поверхность шлифуют вдоль волокон древесины до появлений глянца.

Последней отделочной операцией при прозрачной отделке деревянных изделий является полировка. Ее можно выполнить нанесением нескольких слоев политуры (10%-ный раствор шеллака в этиловом спирте) илн нитролака. Политуру наносят иа всю поверхность ровным слоем с помощью пульверизатора. Для того чтобы при этом ие образовались подтеки, отделываемая поверхность должна находиться в горизонтальном положении. За один раз иа каждую поверхность наносят четыре-шесть слоев политуры, после чего изделие сушат в течение 6-8 часов при комнатной температуре. Затем вновь наносят несколько слоев политуры, просушивают их и т, д. до тех пор, пока не получится ровный слой покрытия. Отдельные участки поверхности с недостаточной толщиной покрытия можно покрыть сгущенной политурой, которую получают выпариванием ее в широком сосуде в течепне 10-20 ч. Добившись равномерного покрытия, поверхность высушивают в течение 4-5 суток, а затем мелкозернистой шкуркой удаляют все образовавшиеся неровности.

Полируют покрытые политурой поверхности ровным деревянным бруском, туго обтянутым суконкой. Рабочую поверхность суконки натирают пастой ГОИ или пастой для правки бритв и обильно смачивают подсолнечным маслом. Равномерно перемещая брусок по обрабатываемой поверхности (нажим должен быть небольшим и равномерным), добиваются появления зеркального блеска. Качество полировки в процессе работы проверяют, вытирая время от времени небольшой участок поверхности чистой льняной тканью. Закончив полировку, поверхность изделия вытирают чистой тряпкой, затем тампоном, смоченным подсолнечным маслом, и, наконец, еще раз чистой тряпкой. На этом отделка заканчивается.

Покрытие нитролаками в ©сновпом производится так же. На подготовленную поверхность изделия наносят вначале два-три слоя нитролака, сушат его при комнатной температуре в течение 30-40 мии, затем шлифуют пемзой с керосином. Эти операции повторяют и после ианесення следующих двух слоев лака. Последние два слоя (пятый и шестой) сушат в течение Нескольких суток и полируют до получения зеркального блеска. Для полировки используют полировочную пасту 290, состоящую из касторового масла> глинозема, вазелинового масла и ке-



росина. Пасту наносят на суконку или фетр. Остатки пасты удаляют, смачивая отполированную поверхность полировочной водой (смесь полировочной пасты № 18, керосина и воды в соот-ношении 5:1:7), а затем протирая ее чистой суконной тряпкой. Прн работе с нитролаками необходимо соблюдать осторожность, так как они ядовиты и горючи.

ОКРАСКА ОРГАНИЧЕСКОГО СТЕКЛА

Органическое стекло очень широко применяется радиолюбителями для изготовления самых различных деталей. Наиболее распространено бесцветное прозрачное oprcreiuio, из которого изготавливают шкалы, панели и корпуса радиоаппаратов. Окрасить этот материал в любой цвет можно одним нз описанных ниже способов.

Для получения прозрачных цветов служат растворенные в метиловом спирте красители (0,5 г) из набора для раскрашивания фотографий. Органическое стекло, доведенное до температуры 50-60Х, опускают в ванночку с красящим раствором и подогревают в кипящей воде. При 70°С раствор закипит и через 1-3 мин стекло OKpacn-rtiH, так как краситель диффундирует в поверхностный слой материала. Прн иагреве раствора над пламенем горелкн требуется соблюдать осторожность, так как кипящий спирт разбрызгивается и может воспламениться. Поэтому следует заранее запастись влажной тряпкой или куском фанеры для того, чтобы при необходимости можио было накрыть вспыхнувший в ванночке спирт.

Очень прочная цветная пленка на поверхности органического стекла получается после окраски специальными красящими составами, Для этого берут тот же краситель (из набора для раскрашивания фотографий) и растворяют его в уксусной кислоте до получения нужного оттенка. Раствор фильтруют через фильтровальную бумагу и смешивают в соотношении 1:1 (по объему) с составом, приготовленным из толуола (707о) и дихлорэтана (30%). Полученную смесь также фильтруют, а затем в ней растворяют опилки органического стекла. Краску можно растворить и в смеси, составленной из 60% бензола, 30% дихлорэтана н 10% уксусной кислоты. После фильтрации в этой смеси также растворяют опилки органического стекла.

На окрашиваемые поверхности состав наносят пульверизатором в несколько слоев, просушивая каждый из них в течение 10-15 мии. Приготавливая красители, надо соблюдать осторожность- они ядовиты, разъедают кожу и трудно смываются. Поэтому посуда для их храпения должна иметь плотно притертую пробку, а помещение - хорошо проветриваться.

При отсутствии перечисленных выше веществ для окраски можио использовать цветные цапон-лаки. Лак нужного цвета (при необходимости его можно разбавить каким-либо летучим растворителем или смешать с лаком другого цвета) наливают



в стеклянную ванночку и погружают в него органическое стекло. Р зависимости от требуемого оттенка время выдержки может колебаться от 1 до 15 мин (чем оно больше, тем темнее цвег окраски). Чтобы получить относительно темный цвет, органическое стекло следует погружать в лак несколько раз, давая высохнуть каждому предыдущему слою.

Лак для поверхностной окраски органического стекла можно приготовить из опилок этого материала, уксусной эссенции и пасты для шариковых авторучек. Одну часть (по объему) опилок растворяют в шести частях крепкой уксусной эссенции и добавляют несколько капель пасты (в зависимости от желаемой нитенсивности окраски). Этот лак также растворяет поверхностный слой материа.та, поэтому окраска получается прочной.

Очень хорошие результаты получаются прн глубинной окраске органического сгекла. В этом случае поверхность материала остается ровной и не изменяет своей фактуры. В основе описываемого способа окраски лежит обработка органического стекла в водно-спиртовом растворе дисперсного красителя.

Для получения ровной окраски поверхности деталей нз органического стекла тщательно очищают, протирая вначале спиртом или бензином, а после просушки - в подогретом до температуры 50-60* растворе моющего средства Универсал (примерно 1 г иа t л воды). После выдержки в этом растворе в течение 10-15 мин деталь промывают в холодной воде и сразу опускают в красильный раствор, налитый в стеклянную или эмалированную посуду. Красильный раствор приготавливают следующим образом: 5 г красителя, 2-3 г стирального порошка Новость и 20 г бензилового спирта смешивают до получения однородной массы, а затем разбавляют горячей водой до получения 1 л раствора. Окраску производят в растворе при температуре 78-80*0.

Лучше всего детали окрашивать в вертикальном положении, разместив их на некотором расстоянии друг от друга, что необходимо для свободного обмена красителя. Небольшие изделия можно окрашивать в перфорированной таре. Для получения ровной окраски краситель необходимо возможно чаще перемешивать.

Чтобы получить оттенки средней интенсивности, изделия выдерживают в красителе в течение 15 мин. Изменяя это время в ту или иную сторону, глубину окраски можно увеличивать или уменьшать. Слабые оттенки можно получить также уменьшением коицеитрацнн красителя. Сразу после окрашивания изделия промывают в холодной воде и сушат.

Для глубинной окраски органического стекла можно использовать следующие дисперсные красители: желтый прочный 2К (ТУ МХП 2504-51), оранжевый Ж (СТУ 36-13 № 778- 62), алый Ж (ГОСТ 7528-55), красный 2С (ВТУ УХП Р-32- 59), фиолетовый К (ТУ ИГ УХП 20-57), синий К (ГОСТ 7528 55), зеленый 25 (ВТУ УХП 12463) черный 3 (ВТУ УХП Р^ 135-61). - I



Готовое изделие нз бесцветного органического стекла можно окрасить в молочный цвет, погрузив его иа несколько минут в концентрированную серную кислоту (соблюдая особую осторожность), а затем промыть в проточной воде и высушить. При выдержке в кислоте в течение 1-3 мин поверхность материала окрашивается в молочный цвет, но не теряет глянца, при большей выдержке - становится белой и слегка матовой, а после 20-30 мии пребывания и высыхания сморщивается и приобретает такой вид, будто она покрыта лаком Муар . Механическая прочность обработанной в кислоте поверхности понижается, особенно сразу после травления, поэтому при промывке надо соблюдать осторожность.

Окраска в серной кислоте позволяет оставить участки поверхности детали прозрачными, если покрыть их перед погружением в кислоту тонким слоем воска. Кроме того, детали можно придать любой оттенок, если сразу после промывки и сушки опустить ее в раствор анилииолого красителя в ацетоне.

Концентрированная серная кислота очень опасна - при попадании капель воды она разбрызгивается и может вызвать тяжелые ожоги. Работать следует в резиновых перчатках, обязательно надев защитные очки. Окрашиваемое изделие следует погружать и вынимать из кислоты с помощью пинцета, еще лучше подвесить его иа полиэтиленовой ленте. Для нейтрализации кислоты, случайно попавшей на кожу или одежду, нужно иметь под рукой крепкий раствор питьевой соды или 10%-ный раствор нашатырного спирта.

КЛЕИ И ТЕХНОЛОГИЯ СКЛЕИВАНИЯ

Наибольшее применение в радиолюбительской практике нашли универсальные клеи иа основе фенольноформальдегидных (БФ-2, БФ-4, БФ-6) и эпоксидных (из смолы ЭД-5, ЭД-6) смол, а также клеи на основе органических растворителей; дихлорэтана, ацетона, бензина и некоторых других. Перечень наиболее распространенных клеев и материалов, которые ими склеиваются, приведены в табл. 2.

Кш1 гпипа БФ обладают хорошими электроизоляционными свойствами, но имеют повышенные потери (tgfj-0,05). Клеи БФ-2 и БФ-4 применяют для склеивания металлов, пластмасс, дерева, кожи, стекла, керамики, тканей, металлов с пластмассами, резиной и деревом. Склеиваемые поверхности тщательно подгоняют друг к другу (зазор должен быть не более 0,05 мм), очищают от грязи и окислов, обезжиривают ацетоном или другим растворителем. На подготовленные таким образом поверхности кистью наносят тонкий грунтовой слой клея и сушат его около 1 ч иа воздухе или в течение 15 мин при температуре 85-95** С. После охлаждения деталей до комнатной температуры наносят второй слой клея, дают ему подсохнуть, после чего детали стягивают струбцинами и помещают в термостат нли ду-



Марка клея

й

X S А 01

с

О

о. <и

к га М

О а

Ч Й к 1 <и о. t- а)

о к

я i

о

88-Н

Супер-цемент

Универсальный (ТУЛБХ 11-69)

АК-20

примечания: I. Знак c-f означает, что клен склеивает указанные в головке материалы.

2. Знак - исключает применение клея для склеивания указанных в табл. материалов,

ховку, где сушат при температуре 140-160°С в течение 2 ч. Если склеиваемые детали изготовлены из материала с низкой теплостойкостью, клеевой шов сушат прп комнатной температуре (36-48 ч), однако прочность склейки в этом случае будет ниже.

Эпоксидные клеи предназначены для склеивания металлов, пластмасс, дерева, стекла, керамики, металлов с пластмассами и Деревом. В зависимости от отвердителя различают клеи горя-и холодного отвердения, из которых наибольшее распространение получил последний.

Эпоксидный клей холодного отвердения представляет собой смесь эпоксидной смолы ЭД-5 или ЭД-6 и отвердителя-полиэтилен-полимера или гексаметиленднамииа. Наполнителем служит пылевидный кварц, окись алюминия и др.

Необходимое количество клея приготовляют непосредственно рел }71отреблением. Отвердитель, составляющий 10% от общего

npHiWKHife некото(№1х клеев для склеивания различных матер11алов



объема клея, вводят в смолу н тщателую перемешивают в течение 10 мин. На подготовленные обычным способом поверхности его наносят кисточкой или шпателем. Затем деталн стягивают струбцинками и оставляют в таком виде иа сутки. Если необходимо ускорить процесс, детали выдерживают в течение 4-6 ч при температуре 100-120° С. При работе с эпоксидным клеем необходимо соблюдать осторожность, чтобы отвердитель нли неотвердевшая смола случайно ие попали на кожу рук.

Нитроцеллюлозный клей ЛК20 представляет собой густой прозрачный коллоидный раствор нитроклетчатки в смеси с пл -стнфикаторами и смолами в летучих растворителях. Он предн значен для склеивания бумаги, картона, ткани, целлулоида, кож и т. п. На подготовленные к склеиванию поверхности его ианосл дважды: вначале тонкий (грунтовой) слой, который сушат иу комнатной температуре в течение 20-25 мин, затем основной. рез три-четыре минуты слеиваемые поверхности соединя! и сушат при комнапюй температуре s течение 18-24 часов.

Полиметакрилобый (или дихлоратанобый) клей (2-3%-ный раствор органического стекла в дихлорэтане) применяют для склеивания органического стекла. Подогнанные друг к другу детали обезжиривают ацетоном, затем смачивают чпстым дихлорэтаном и через 1-2 мии наносят кисточкой или лопаточкой тонкий слой клея. Склеиваемые поверхности прижимают друг к другу (струбцинками, под прессом и т. д.) в выдерживают 16-18 ч. Получаемый таким образом шов водонепроницаем.

Полистироловый клей (раствор полистирола в беизиие) применяется для склейки деталей из полистирола. На подготовленные поверхности его иаиосят кисточкой. Через 1-2 мин склеиваемые поверхности плотно соединяют и выдерживают при комиат-иой температуре 12-18 ч.

Универсальный водостойкий клей Суперцемент (производства ПНР) предназначен для склеивания фарфора, стекла, полистирола, гетииакса, кожи, металлов, дерева, целлулоида, целлофана и т. п. После высыхания первого слоя наносят второй, затем склеиваемые деталн стягивают струбцинками нли иомещают под пресс и оставляют в таком виде на 4-6 ч.

Синтетический клей (ТУ ЛБХ 11-69) предназначен для склеивания керамики, тканей, дерева, кожи, бумаги и т. д. На подготовленные поверхности его наносят один раз, после чего их плотна сжимают и выдерживают при комнатной температуре 1 ч.

Клей М 88-И, предиазначеиный в основном для склеивания резины и металлов с резиной, представляет собой раствор резиновой смеси № 31 и бутилфенолформальдегидиой смолы в смеси этилацетата с бензином. Подготовленные поверхности деталей покрывают вначале тонким слоем клея н выдерживают при комнатной температуре 6-8 мии. Затем иаиосят второй слой, а спустя 3-4 мии детали соединяют и плотно стягивают между собой. В таком виде их выдерживают при комнатной температуре в течение 48 ч. - -



глава 2. НАМОТОЧНЫЕ РАБОТЫ

ОБМОТОЧНЫЕ ПРОВОДА

Для намотки высокочастотаых катушек, дросселей, трансформаторов н сопротивлений применяют обмоточные провода. Они могут быть медными (одножильные и многожильные - высокочастотные) или из сплавов высокого сопротивления. Медные одножильные провода выпускаются в эмалевой, волокнистой н кол^бинированион (эмаль-волокно) изоляции.

Для создания эмалевой изоляции используются масляно-смо-ляные лаки: винифлекс (провод ПЭВ-1, ПЭВ-2), металвин (ПЭМ-1), полиуретановый (ПЭВТЛ-1, ПЭВТЛ-2). Цифра в марке провода обозначает число слоев изоляционного лака. Важным достоинством проводов типа ПЭВТЛ является то, что их можно залуживать, не снимая изоляции.

В качестве волокнистого материала для изоляции применяют хлопчатобумажную пряжу (например, провод ПЛБД), натуральный шелк (ПЭЛШО,ПЭЛШД),капрон (ПЭВКЛ) и другие искусственные материалы.

Высокочастотные провода, марки которых начинаются с букв ЛЭЛ илн ЛЭШ, скручены нз тонких проволок с изоляцией нз лакостойкой эмали иа масляной основе (ПЭЛ), а провода, обозначения которых начинаются с букв ЛЭП - из проволок марки ПЭВТЛ-1 или ПЭВТЛ-2. Провода марок ЛЭШОпЛЭШД имеют внешнюю обмотку из лавсанового, а марки ЛЭПКО - из капронового волокна (буквы О и Д обозначают одно- и двухслойную изоляцию). В отличие от них провода ЛЭП и ЛЭЛ (прежнее обозначение ЛЭ) внешних оплеток не имеют.

Число скрученных в жилу проволок и их диаметр указываются в обозначении высокочастотных обмоточных проводов. Так, обозначение ЛЭШО 7 X 0,07 говорит о том, что провод скручен нз семи проволок диаметром 0,07 мм с лакостойкой изоляцией, имеет однослойную обмотку из натурального шелка, а ЛЭЛ 3x0,06 - о том, что провод скручен из трех такпх же проволок диаметром 0,06 мм н внешней обмотки не имеет.

Провода марок ЛЭЛ и ЛЭП легко изготовить следующим способом. Конец провода ПЭЛ диаметром 0,05-0,07 мм закрепляют на проволочном крючке, зажатом в патроне дрели. Для удобства работы ее закрепляют в тисках. Провод осторожно сматывают в катушки н, избегая касания его голыми руквмн (чтобы не ухудшить добротность будущих катушек), надевают на гвоздь, вбитый иа необходимом расстоянииотдрели, затем снова На крючок и так до тех пор, пока не пол^чится нужное число проволок в пучке. Укрепив конец последней проволоки, пучок скручивают с помощью дрели, делая по 70-80 оборотов иа каждый метр длины провода. Для равномерности скручивания По Всей длине пучок периодически разглаживают через кусок



1 2 3 4 5 6 7 ... 14
© 2004-2024 AVTK.RU. Поддержка сайта: +7 495 7950139 в тональном режиме 271761
Копирование материалов разрешено при условии активной ссылки.
Яндекс.Метрика